Евангелия от Матфея 17:22-27; 18:1-11, от Марка 9:30-42, от Луки 9:46-50
Проходя по Галилее, Христос снова пытался приготовить Своих учеников к предстоящим Ему испытаниям. Он рассказал им, что должен пойти в Иерусалим, где Его предадут смерти, а затем Он воскреснет. Но и теперь ученики не понимали смысла Его слов. Хотя они были объяты великой печалью, дух соперничества и в это время нашел место в их сердцах. Они спорили между собой, кто будет главным в Царстве Иисуса.
Вскоре после того, как они пришли в Капернаум, сборщик пошлин на храм подошел к Петру и спросил: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» Дидрахмой называлась греческая серебряная монета достоинством в две драхмы.
Петр увидел в вопросе сборщика подати намек на пренебрежение Христа храмом. Всегда ревностно защищавший честь своего наставника, Петр, не посоветовавшись с Иисусом, поспешно ответил, что он заплатит пошлину. Но Петр не до конца понял замыслы спросившего. Некоторые слои общества считались свободными от податей. Как во времена Моисея, так и во времена Христа священники и левиты считались посвященными на служение в храме, и от них не требовалось платить ежегодный взнос на поддержку храма. Пророки также были освобождены от этой пошлины. И, требуя у Иисуса уплаты пошлины, раввины тем самым утверждали, что Он не Пророк и не Учитель, а обычный человек. Откажись Он платить налог, это было бы расценено как непочтительность к храму, а это, по мнению раввинов, являлось одним из самых тяжких грехов.
Когда Петр вошел в дом, Спаситель спросил: «Как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, или с посторонних?» Петр ответил: «С посторонних». И Иисус сказал: «Итак, сыны свободны».
В то время как подданные царя облагаются налогом на его содержание, дети монарха свободны от уплаты. Так и Израиль, называя себя народом Божьим, был обязан поддерживать служение. Но Иисус, Сын Божий, был свободен от этой обязанности. И хотя он счел необходимым выполнить это требование, Он нашел способ засвидетельствовать свою Божественную природу. «Пойди на море, – сказал Он Петру, – брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми; и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя». Скрывая Свое Божество в человеческом облике, Он в этом чуде явил Свою славу. Хотя Иисус и показал, что Он вовсе не обязан платить пошлину, Он не стал спорить с иудеями об этом, потому что они бы неверно растолковали Его слова, повернув их против Него. Этот урок имеет огромное значение для учеников Христа. Он продемонстрировал Свою Божественную власть и, вместе с тем, показал: христиане не должны жертвовать ни одним принципом истины, но все же следует по возможности избегать споров.
Когда Петр вернулся, ученики спросили Иисуса: «Кто больше в Царстве Небесном?» Спаситель объяснил Своим ученикам, что Его Царство не имеет ничего общего с земным величием и пышностью. Он сказал им: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою». Величию предшествует смирение. Подозвав к себе дитя, Иисус поставил его среди учеников, и, нежно обнимая, сказал: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Простота, самозабвенность и доверчивая любовь малого ребенка – вот качества, которые ценятся Небом, вот признаки подлинного величия. «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, – сказал Иисус, – тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня».
Слова Спасителя пробудили в сердцах учеников сомнение в своих действиях. Иоанн решил спросить, правильно ли он однажды поступил. С детской доверчивостью он рассказал Иисусу, что его занимало: «Учитель! Мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами». Теперь они с пониманием приняли обличение Иисуса: «Не запрещайте ему; ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня». Нельзя отвергать ни одного человека, который хоть в малейшей степени выразил расположение к Христу.
Тот факт, что кто-то не вполне разделяет наши идеи или взгляды, не может служить основанием для запрета трудиться для Бога. Суровое или холодное обращение с тем, кого привлекает к Себе Христос, может повергнуть огорченного на путь врага, и душа погибнет. А для того, кто делает это, «лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море». «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». Цена каждой души неизмерима, и отвратить хотя бы одну из них от Христа – ужасный грех. Тогда любовь Спасителя, Его смирение и Его муки оказываются для этой души напрасными.
По книге Е. Уайт «Желание веков»
подготовила Ирина Беднякова
№4 (168) апрель 2011 г.